07 декабря, 2015

По следам народной традиции


Разрешите вам представить юную гусляршу, хранительницу гусельной традиции, студентку института биотехнологии и ветеринарной медицины, - Светлану Каминскую. В пять лет Светлана пошла в музыкальную школу и выбрала именно этот инструмент, потому как он искренне поразил ее своим необычным видом среди всех остальных.

Достижением Светланы является почетное 3 место на Международном конкурсе в Москве им. Андреева, а также диплом с отличием по специальности: «ГУСЛИ». Сейчас Светлана готовится к новому конкурсу. Особое место в ее жизни занимают животные. Она решила стать ветеринарным врачом, чтобы помогать младшим собратьям, жить в гармонии с природой и радовать старинной древней игрой на гуслях людей. Пожелаем ей удачи и успехов в ее кропотливом труде.

Историческая справка:
Гусли - струнный щипковый музыкальный инструмент, наиболее распространён в России, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.
Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, "Слове о полку Игореве" (XI - XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя: "Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше, они же сами князем славу рокотаху".

 

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье - Минее 1542 года.
На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные, число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками, чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.
Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, — не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.
На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны, другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.
Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым - Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов.
От этого слова произошли современные названия: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslić — у поляков, housle y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них — смычковые, например guzla, у которой только одна струна из конского волоса.
Валерия Перепелюк,

старший преподаватель ГАУ Северного Зауралья




















Комментариев нет:

Отправить комментарий