Напомним, что «терроризм, насилие или угроза его
применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение или
угроза уничтожения имущества и других материальных объектов, создающие
опасность гибели людей, …оказание воздействия на принятие органами власти
решений, выгодных террористам, посягательство на жизнь общественного или
государственного деятеля; это деяние, совершенное в целях войны или осложнения
международных отношений.»(Федеральный закон от 06.03.2006 «О противодействии
терроризму»)
Мотивация террористической деятельности
разворачивалась и разворачивается в двух основных направлениях. Первое, это
возвышенная, жертвенная мотивация, движимая любовью к народу, ориентированная
на завоевание свободы и на облегчение страдания всех униженных и оскорбленных.
Второе направление, это мотивация низменная, авантюрно-прагматическая,
ориентирующаяся на завоевание власти и достижение безраздельного политического
господства над максимально большим числом людей.
Вместе с террором возникла своеобразная социальная
мифология, посредством которой массовое сознание фиксировало свое отношение к
этому социальному феномену. В этой мифологии воспевались «подвиги» террористов,
которые именовались борцами за свободу…
Примечательно, что историк Миронов Б.Н. в своей
работе «Социальная история России периода империи (18-нач.20 вв.)» отмечает,
что 22% народников 1870-х гг. были выходцами из духовенства…
Руководитель подпольной организации «Народная расправа»
С. Нечаев сформулировал следующие тезисы своей «программы»:
«Наше дело - страшное, полное повсеместное
разрушение… Денно и нощно должна быть одна цель - беспощадное разрушение…
Революционер - человек обреченный, беспощаден для
государства и вообще для всего сословно - образованного общества; от них он не
должен ждать для себя никакой пощады. Он должен приучить себя выдерживать
пытки.
Он не революционер, если ему чего-нибудь жаль в этом
мире… Всё и все должны быть ему равно ненавистны…»
Здесь приведены не все тезисы - изречения, но, думаю
этого вполне достаточно, чтобы представить всю глубину человеконенавистнической
идеологии…
Трагедия была в том, что тех, кто симпатизировал
террористам в конце 19 - начале 20 века, было чрезвычайно много,так,
организация «Народная воля» имела в своём составе 500 человек и несколько тысяч
помощников из представителей интеллигенции и студенчества.
Терроризм в любых формах своего проявления
превратился в одну из самых опасных проблем, с которыми наша страна вошла в 21
столетие. Процесс изменения социально-экономического климата улучшился, однако
опасным явлением является привыкание к терроризму. Как показывают результаты
социологических исследований, значительное число опрошенных не видят
эффективных средств борьбы с терроризмом, и тем более его сокрушения. (Барсамов
В.А. Контент-анализ газетных материалов события в Беслане//Социологические
исследования. .-№2.-с.62-64)
Не секрет, что чеченских террористов щедро снабжают
и продолжают снабжать арабские страны, и в первую очередь Саудовская Аравия.
Мало того, в некоторых регионах Северного Кавказа, у определенной части
населения, террористы встречают поддержку. На это прямо указывают результаты
социологических исследований. Так, проведенный сразу после террористической
атаки на Беслан социологический опрос, показал
(проводился на территории Северной Осетии-Алании), что значительная часть
опрошенных считает, что чеченские боевики пользуются поддержкой своего народа и
народа Ингушетии. (Иванов В.Н. Феномен терроризма//Социологические
исследования. .-№7.-с.63-71)
Самое верное средство борьбы с терроризмом, на мой
взгляд, это строгая и мужественная позиция гражданского общества, что означает
неприятие любых форм радикализма. Гражданский контроль. Постоянное напоминание
о трагедиях Беслана, Волгограда, Волгодонска и других мест которых, увы, было
слишком много…Земля должна гореть под ногами террористов и не только жесткость
наказания, но и его неотвратимость обеспечат защиту.
Березуев Е.А.
к.ф.н., ГАУ Северного Зауралья
Комментариев нет:
Отправить комментарий