Кооперативное
движение в сельской местности развивается, по официальным данным в Российской
Федерации зарегистрировано около 20000 сельскохозяйственных производственных и
потребительских кооперативов, свыше 3000 организаций потребительской
кооперации. Учитывая возрастающую роль этих организаций в
экономике агропромышленного комплекса, вопросы развития кооперативного движения
на селе становятся все более актуальными. О втором Всероссийском съезде,
который состоялся в Санкт-Петербурге и о проблемах кооперации мы поговорили с
участником съезда, заведующим кафедрой экономики и кооперации АПК, Сергеем
Алексеевичем Пахомчиком.
Сергей
Алексеевич – человек, безусловно, радеющий за свое дело, и потому очень
занятой. Но студентам он всегда рад, всегда готов помочь советом. Заведующий
кафедрой постоянно в разъездах: на конференциях, на выставках, налаживание
контактов – все это занимает много времени. Поэтому перед его кабинетом почти
всегда очередь из заочников, дипломников и рядовых студентов. Пропустив вперед
парочку волнующихся заочниц, вхожу в кабинет. Сергей Алексеевич готовится к очередной конференции и раскладывает кипу
документов, но на меня смотрит с улыбкой. Итак, начнем.
-
Сергей Алексеевич, недавно Вы приняли участие
во втором Всероссийском съезде сельских кооперативов. Поделитесь своими
впечатлениями.
-
В
этом году состоялся уже второй съезд кооперативов, что становится традиционным.
Министерство сельского хозяйства РФ намерено проводить подобные форумы каждый
год. Вице-премьер, Аркадий Дворкович, открывший съезд, отметил: «Не исключено, что место проведения
съезда будет подвергнуто ротации». Так что я надеюсь принять участие и
в третьем Всероссийским съезде сельских кооперативов, – улыбается Сергей
Алексеевич. В этом году, помимо традиционных секций: секций производственных
кооперативов, потребительских, обслуживающих,
работала секция «Молодежь и
кооперация», инициатива
создания секции исходила от аграрных ВУЗов и Российского союза сельской
молодежи.
-
Расскажите
подробнее о своем докладе, на чем именно вы акцентировали внимание?
-
Доклад
был посвящен такому вопросу, как система подготовки кадров, воспитания
молодежи, в том числе студенческой и сельской, на платформе кооперативной
идеологии. Это необходимо для будущего
подрастающего поколения, необходимо для
осознания ценности кооперации в том плане,
что это форма жизни и хозяйствования позволяет достичь более гармоничных
отношений между людьми. К сожалению, в последние
годы на селе наметилась тревожная тенденция, накапливание капитала в руках крупных компаний, где
рядовой селянин горбатится, не покладая рук, не имея ни права голоса, ни права
на прибыль. В других форм хозяйствования
итоговые управленческие решения принимают владельцы, внесшие основной капитал. Хозяева
же и получают основную часть прибыли. В кооперативе же решения принимают на
основе равенства. Здесь решающее значение имеет не величина денежного вклада, а
голос. Если человек принимает участие в деятельности кооператива, то он
принимает решения наравне со всеми. Кооперативные формы производства
организуются на более, так скажем,
справедливых, паритетных началах. Эти формы могут обеспечить сотрудничество, добрососедство.
Такой же слоган прозвучал и на секции «Молодежь и кооперация»: молодежь
должна не стоять в стороне, а активно вливаться в ту линию, которая намечается
в развитии сельской кооперации.
-
Сергей
Алексеевич, скажите, в чем особенность именно сельскохозяйственного
кооператива?
-
В
сельском хозяйстве и сельской
местности исторически так
сложилось, что все на виду. Совсем не так, как в городе, где закрылся за железными дверьми и
бетонными стенами, спрятался от всех. В деревне всё более-менее прозрачно: односельчанам видно, кто как себя ведет, кто
чем дышит, чем занимается. И эти общинные основы делают кооперативную форму на селе более приемлемой,
чем в городе. Весь мировой опыт также свидетельствует о том, что наиболее
развитые формы кооперации – это как раз сельская кооперация. Кому приходилось
бывать в Канаде, Швеции, изучать кооперацию, тот знает, что в этих странах
кооперативные формы сопровождают человека, начиная с рождения, потому что роддом по
организационно-правовой форме – кооператив. И уходит человек из жизни: погребальная
контора - тоже кооператив. Не говоря уже, что между этими двумя пунктами вся жизнь
человека также проходит в кооперативной среде. Вот, к примеру, Финляндия, в то время,
как у нас кооперативы закрывались, у них они развивались. И на
сегодняшний день Финляндия считается одной из наиболее развитых в кооперативном
плане стран мира, и это признано и ЮНЕСКО, и ООН. У них есть много таких
структур, которые воспитывают детей и в школах, и в университетах основам
кооперации, ее духу. В Финляндии есть
центры по обучению кооперативным началам, они находятся недалеко от границы. И
Санкт-Петербургский государственный аграрный университет с ними уже завязал некоторые
связи. Появится возможность – начнут
обмениваться и молодежными группами, и
старшими кооператорами в плане повышения квалификации по
сельскохозяйственной кооперации.
-
Скажите,
а проблема привлечения молодых специалистов на село поднималась?
- Да, безусловно. Конечно, возвращение
молодежи на село – это проблема серьезная. И мы готовы также предоставить
альтернативный вариант ее решения благодаря уже упомянутой нами
сельскохозяйственной кооперации. Есть в отдельных регионах России первые
попытки вовлечения сельской молодежи в кооперативное движение. Чтобы молодежь
ехала на село и видела воплощение каких-то своих мечтаний, нужно, чтобы они
были готовы к этому. Начать подготовку можно
уже со студенческой скамьи: через студенческие кооперативы
поработать и наработать какие-то реальные навыки, позволяющие
организовать свое дело на селе. И такой опыт появился уже в Санкт-Петербургском
аграрном университете, на базе которого уже организовано два студенческих
кооператива.
- И каковы первые результаты?
-
Результаты
немалые. Первый кооператив занимается фотографией, находится в студгородке и работает по более низким ценам, чем в городе. Обслуживает в основном студентов. Второй проект также находится в студгородке. Ребята закупили велосипеды и сдают их в аренду
студентам. Также у студентов, участников кооперативов в Питере, есть проект
создания научного кооператива, связанный с
альтернативной энергетикой, т.е. с использованием ветра, солнца и других
установок. На съезде мы организовали
своеобразный круглый стол, на котором присутствовали я, Елена Викторовна
Аверьянова, декан экономического факультета Санкт-петербургского университета,
несколько профессоров. Мы обсудили и определились со следующей вещью: что сегодня необходимо разработать для России
стройную систему кооперативного воспитания, обучения и приобретения навыков для
молодежи.
- А как это делать?
-
Многие
традиции утрачены. В свое время студенческие кооперативы были очень развиты в
учебных заведениях царской России, и они занимали определенную нишу. Студенты брали
под свой контроль общественное питание, распространение учебной литературы,
методических пособий. Но за последующие
70-80 лет это оказалось совершенно забытым. Сейчас, на новом витке нашей
истории, когда все-таки повернулись лицом к российской кооперации, стоит задача
все это дело возродить. И я надеюсь, что Российский Союз Сельской Молодежи подставит нам в этом деле свое плечо. И тогда
же и будет параллельно решаться вопрос о
возвращении сельской молодежи домой. Набравшись опыта в студенческом кооперативе, с этими приобретенными навыками они могут в деревне
организовать какой-либо кооператив, объединить своих соседей, селян в такие
общественные формы. И если это будет полезно для села, тогда это будет реальный
вклад в программу устойчивого развития
сельских территорий.
-
Сергей
Алексеевич, как вы думаете, в нашем университете реально создать в ближайшие
2-3 года студенческий кооператив?
-
Реально,
и не в ближайшие 2-3 года, а гораздо раньше можно это сделать. В свое время, в 1998 году я начал возглавлять
Научный центр по проблемам сельскохозяйственной кооперации российского уровня по зоне Урала, Сибири и
Дальнего Востока, который создан Тюменским институтом переподготовки кадров
агробизнеса, что в поселке Московский, но в 2004-2005 годах институт был
закрыт. Я продолжал наработку базы по кооперации и как любитель занимаюсь этим
делом и сейчас, пишу статьи и книги.
-
Сергей Алексеевич, согласитесь, что нельзя взять и создать кооператив на пустом
месте. Расскажите, каковы, по вашему мнению, основные этапы создания
кооперативов?
-
Ну,
во-первых, нужно найти единомышленников, тех, кто желал бы этим заниматься и
провести обучение, рассказать, о федеральном законе «О
сельскохозяйственной кооперации», который позволяет 5 физическим лицам создать кооператив. Существует также закон «О
потребительских кооперативах».
-Наверняка Вы
продумали не только идею возрождения научного центра. Какие еще есть задумки?
-
Хотелось
бы разработать также целевую программу «Формирование
системы молодежной кооперации в Тюменской области», - с этими словами
Сергей Алексеевич достал несколько документов. - Она будет первая вообще в
России, если мы ее утвердим и примем. Программа основана на многоуровневом
подходе: дети (проведение кооперативных праздников, школьных утренников), студенческая среда, далее – рабоче-крестьянская молодежь, затем муниципальные молодежные кооперативы на
уровне районов, где мы могли бы также сельскую молодежь привлечь. То есть
возраст с 14 до 35 лет мы могли бы охватить. Это совместная идея Тюменского регионального отделения РССМ и
кафедры экономики и кооперации АПК ГАУ Северного Зауралья.
-
Сергей
Алексеевич, а вы хотите продолжить сотрудничество с Тюменским региональным отделением РССМ?
-
Конечно.
Общие планы уже намечены, мы со Светланой Костеловой, председателем
регионального отделения и аспиранткой нашего ВУЗа, обговорили некоторые моменты. Нам необходимо определить базовые районы,
школы, наметить план конкретных действий.
А в конце года подведем итоги, что мы смогли сделать, что не получилось, очень
хочется воплотить наши планы в жизнь.
Беседу вела Заура
Гусейнова,
Пресс-секретарь Тюменского регионального
отделения РССМ
Комментариев нет:
Отправить комментарий