10 февраля, 2013

Сталинградская битва. Из воспоминаний...


Анатолия Васильевича Малова впервые увидела в августе 1972 года, на зачислении в Тюменский сельскохозяйственный институт. Он  был ректором. Просторный кабинет, портрет Ленина над креслом. Человек в очках. В то время было еще много участников Великой Отечественной войны, поэтому и как-то не задумывались, что пройдут годы, и их воспоминания станут бесценными. Прошли годы, и это, одно из последних интервью профессора Анатолия Васильевича Малова.



«Я родился в Воронежской области. У отца, Василия Николаевича Малова, я был пятый сын, от второго брака, а всего было нас семеро в семье. Мне было три года, когда мы переехали в Сталинград.
Отец был прекрасным знатоком и любителем лошадей, но не грамотный. Он работал ездовым конюхом в больнице.
В Сталинграде был союз извозчиков, он был от нас не далеко, в двух или трех кварталах. Там было 250 лошадей, и разные телеги, под разный груз, можно было поставить коней и к отцу, и за это ему платили, за содержание лошадей. Мне было лет девять наверное, супонь я еще не мог стянуть, а остальное я все делал с удовольствием, запрягал лошадь, чистил, поил.
Когда началась война, я закончил 9 классов, хотя по возрасту должен был закончить десять. В 1932-1933 годах был такой голод, нас в семье было много, кушать было практически не чего, да и жили мы в одной комнатенке.  Дети, ютились  на полатях, а еще мама, Анна Филипповна, отец, Василий Николаевич, и родители отца. Мы в школу не ходили, не чего было одеть. Были на всех одни полуобрезанные огромные валенки, мы в них по очереди выбегали на улицу. Хотя Сталинград, город теплый, но зима, есть зима. Поэтому мы и не учились.
В 1941 году я закончил 9 классов, без троек, как все. Очень любил физику, историю, литературу, географию.
И тут началась война. Отца призвали на армию, он призывник был, а маму взяли через 2-3 недели после призыва отца на противотанковые рвы между Волгой и Доном.  Работали на рвах 3-4 месяца, потом людей возвращали домой. Воинская часть отодвинулась на Северный Кавказ, другая на Воронеж,а Сталинград был свободен, вообще свободен для доступа немцев.
Я работал на Тракторном заводе по 12 часов, там было введено военное положение с 20 июля 1941 года.  Я работал в цеху, хочешь не хочешь, а 13 коленвалов для 13 танков нужно дать за смену. Танки сразу же  шли в бой. Цех был большой, готовили распредвалы, гильзы для патронов.  В августе 1942 года немецкие танки прорвались совсем рядом с заводом и начали его обстрел. Из рабочих создали народное ополчение, и я туда попал. Дядя Вася был у нас командиром, ему дали винтовку и нас шесть человек. У нас одна была винтовка на семерых, и то у дяди Васи. Нам было приказано – не стрелять! Никакого шума, никакого оскорбления. А немцы, мы их видели, утром умываются, на зарядку, полотенца такие чистые, белые. Теплынь…А мы лежим, обедать ходили по очереди, а потом нам привозили обед. Так прошло недели полторы и начали  бомбить Сталинград. Это вообще страшная штука. Когда  «юнкерсы», девять штук, по три с каждой стороны в одном месте пикируют,  как раз над Дербенями и бросают бомбы..! Горел Сталинград! И вот тогда, нас военный обошел и сказал – идите в военкомат. Со мной был пропуск  на Тракторный завод и комсомольский билет. Мне надо было пройти около 30 километров, но вот такого чувства, что я погибну и Сталинград не выживет, не было. 
Я шел и искал старшую сестру Паночку, переживал сильно, ведь Паночка только 1 мая родила сына, Стасика. Искал младших сестер, Лилю и Тонечку, Тонечка совсем маленькая была. Тоню взяли потом знакомые родителей, усыновили ее, она и сейчас жива. Когда я пришел к своему родному дому, там его не было, он был разбит, в него бомба попала. Рядом, вместо сквера было вырыто бомбоубежище. Там и нашел старшую сестренку Паночку, а под ней лежал Стасик. Идти можно было только ночью или рано утром, днем бомбили. Они пускали бочки пробитые и просверленные. Бросали с большой высоты и когда бочка падала, она издавала неимоверный шум, который психологически выдержать было не возможно слабому, человек терял сознание. Стасика замотали в нижнюю рубашку, тогда никто не обращал на это внимания, и пошли под Шанхай, мы там скрылись, под обрывом. И вот когда мы шли по улице Ленина, там ехала тележка, продавали пирожки горячие. И тут мужчина этот нас спрашивает – завтракать будете? И он открывает этот ящик голубой, как сейчас помню, и выдает пирожки горячие, с печенью. Мы, наверное, десятка полтора в газету завернули. Мы покушали и пошли в Шанхай, где дождались ночи.  Шли мы четыре дня, а на следующий день я пошел в военкомат.  Сказать еще хочу, в  армию ушла  старшая сестра Паночка и сестра Лиля, она дошла до Берлина и расписалась на Рейхстаге. Девочки тогда все на фронт шли, в разные части воинские, которые отступали, но отступать по существу было не куда и не кому…
В армию меня брать не хотели, из-за плохого зрения, надо было эвакуироваться за Волгу. Я же хотел на фронт. И я стал искать инстанции, чтобы разрешили. Здесь же, в военкомате, мне посоветовали обратиться к начальнику. Подходит какой-то военный, с портупеей, фуражке, тогда не было погон, квадраты. Я к нему – «Меня в армию не берут, говорят, что плохо вижу». А очки снял, решил показать свою бодрость. А военный говорит –«Ну, вот там читай»…Я же забыл себя подготовить, надо было посмотреть вокруг. Я, конечно, сказал, одевая очки. Военный – «Ну кто вас в армию не пускает? Он, товарищи, в армию хочет, а Вы не берете. Да из него, знаете какой артиллерийский номер будет. Я его сам к себе возьму».
Вот так я  впервые услышал слово «артиллерийский номер». На следующий день нас переправили через Волгу, на Сальпинский остров. Палатки стояли в 10 – 12 километрах от берега. Кормили хорошо.
А  у пушки было 12 человек. Ее же надо было вручную кидать, так-то, на большом расстоянии пушку лошади тянули или полуторка. Полуторка у нас была одна, и пушка 76-миллиметровая была одна, новенькая. Вот нас учили, как вкопать, как поставить пушку, как зафиксировать. Учили землянки копать, и 5 ноября 1942 года нас начали переправлять на ту сторону Волги. Немцы еще были в Воронино, это 12 километров от Сталинграда. Так вот, двое военных стоят на переправе и спорят, кому первыми переправляться. Тут танк пошел, что ему пушка…повернулся и пушка новенькая и полуторка булькнули в воду. А мы стоим в фуфаечках, зеваем и вдруг голос такой – «Сибиряки, на погрузку»! Я впервые услышал это слово. Где они стояли, наши сибиряки?        Парни пошли. У них желтые полушубки, на спине оттопыривается плащ-палатка, мешок вещевой, впереди автомат у каждого.
А главное, как они красиво шли. Для нас это было большим удивлением, в сапогах, в кирзовых, в настоящих!
-«Сибиряки, на погрузку»!  Сколько их погрузились, 150 – 200 человек, я не знаю. Погрузку сибиряков и танков прекратили, надо вверх идти, против течения. И эта баржа пошла, пошла…Я не знаю, сколько времени прошло, и вдруг – ух…налетела на мину! Очень много в Волге было брошено глубинных мин, лодки, бревна попадались, и вот эта баржа взлетела на мине..Там, говорят, столб воды поднялся на 15 – 20 метров, и все на этом закончилось, ни криков, ни шума.
Прошло часа три. Погрузились. Дядя Петя, наш командир, говорит – ботинки расшнуровать, обмотки (портянки) снять и мы пошли на переправу. А я думал, мы же мальчишки, пацаны, а пацаном быть – надо после 8 класса Волгу переплыть, ну на крайний случай , после девятого. Вот страховка: дядя  в лодке сидит, а мы четверо, плывем. Думал, что если фуфайка намокнет, на дно потянет, но ничего, благополучно добрались. Устроились и днем спали, был и горячий обед.
В день 7 ноября к нам в землянку зашел военный, он поздравил с праздником, осведомился о здоровье и настроении, рассказал, что наша армия ведет бои на всех направлениях, и нам предстоит внести свой вклад  в общую победу. За ужином нам дали  100 граммов фронтовых. Настроение я нас всех было приподнятое.
19 ноября 1942 года пошли в генеральное наступление. Когда с Сальпинского острова дальнобойные пушки начали бить по Дербеням и дальше, полтора часа стреляли, воздух стал теплым вокруг. Паульс, конечно, искал выхода, а Воронежский фронт , который стал Донским, уже отошел к правому берегу, он уже Калач миновал, и отжимая немца от Калача, направлялся на Ростов. Вот здесь, как раз я и воевал. 26-27 декабря 1942 года бой начали мы. Катюши были на Сталинградском фронте, они начали долбить.
Как это произошло, когда меня ранили 26 декабря, я не помню, упал камушком. В себя пришел только 2 января 1943 года. Глаз у меня был разбит, я очень плохо дышал. Говорить я начал 15 марта, плохо говорил, меня плохо понимали, но я говорил. Правый глаз начал видеть, а левый был завязан, обморожена левая нога.
Еще находясь в госпитале,  я узнал, что немецкие войска разбиты под Сталинградом. Это была великая радость. У нас в госпитале, был парень один. Сейчас не помню, как его зовут. У него не было обеих ног, оторвало. Он лежал давно, пока ему ампутировали и прочее. Как он сербиянку отбивал на руках! Вот так, встав на руки, он отбивал цыганские танцы. Мы обрадовались.
Лечился я долго. Об операции на глазах и речи не было, речь шла о том, чтобы лечить терапевтически. Доктор Филатов предложил уколы из фильтров головастиков. Боль была невозможная. Кричать нельзя, кусаешь губы, а кричать не хорошо, неудобно.  Я таких четыре укола перенес. Ну, и меня демобилизовали.
Из госпиталя я вернулся домой. Мама не узнала меня, вышла, взяла два сухаря и спускается ко мне, приняла за военнопленного. Ну как меня было узнать? Глаз завязан левый, а потом, тут шапка, тут фуфайка…она не узнала. Война для меня закончилась».

С ветераном Великой Отечественной войны 
Анатолием Васильевичем Маловым 
беседовала Татьяна Сергеева,
 выпускница ТюмСХИ 1977 года, 
начальник пресс-центра ГАУ Северного Зауралья

Комментариев нет:

Отправить комментарий